КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА 8 (800) 333-45-16 доб. 358
ЗАКАЗАТЬ СОСТАВЛЕНИЕ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

Правила описания проблемы и цена услуги составления Исковых заявлений в суд

Мы предлагаем Вам профессиональное написание исковых заявлений на  нужную Вам тематику, от Вас требуется сообщить Нам данные дела, а дальше  наши юристы напишут  профессиональное, без компромиссное  исковое заявление(заявление), полностью готовое для подачи в суд. Наши цены намного ниже конкурентов, а работа качественней. Мы не пишем исковые заявления если видим что дело не возможно выиграть. Только 100% результат.

Имейте в виду, что исковое заявление и приложение к исковому заявлению необходимо готовить по количеству участвующих лиц и все их направлять в суд, т.е. например если в суде участвует ответчик и третье лицо, в суд необходимо направлять 3 иска с приложениями - в Суд, ответчику и третьему лицу. Все экземпляры исков должны быть подписаны истцом.

Также все ходатайства и дополнительные письменные доказательства, которые будут предъявляться в суде необходимо готовить по количеству лиц участвующих в деле.

Категории исковых заявлений и цена их составления:

1. Особое производство

Юридические факты –  заявления об установлении факта работы, периодов работы, родственных  связей, принадлежности правоустанавливающих документов, признании недееспособным и наоборот и т.п. т.е. все что связанно с личными неимущественными правами и их установлением.
Стоимость составления 1000 рубл.

2. Исковые заявления.

а) Семейное право и трудовые взаимоотношения.
 Развод, определение место жительства  детей,  раздел имущества,  взыскание алиментов,  а так же увольнение, расторжение трудовых договоров и прочее.

Стоимость составления 800 рубл.

б) Земельные споры, жилищные споры. Все что связано с жильем и землей.

Стоимость составления  1200 рубл.

в)  Регрессные иски  вытекающие из приговора. Иски к налоговым и УПФ, взыскания ущерба, морального вреда, убытков,  иски к органам о защите чести,  иски о защите прав потребителей и тд.

Стоимость составления  2000 рубл.

Для заказа Искового заявления требуется заполнить контактные данные и максимально полно описать проблему(без указаний имен, адресов и названий)

Продолжить

Заполните ваши данные

refresh captcha

Заказ на составление искового заявления №

На вашу электронную почту отправлено письмо со ссылкой на страницу вашего заказа на сайте http://of-law.ru и способов оплаты услуг юриста.


Сегодня проконсультировано

161

человек
Сейчас на сайте

15

юристов и адвокатов

Судебная власть в классической исламской правовой доктрине: теория и практика

Минниахметов Рим Ахметович - кандидат юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Уфимского филиала Уральской государственной юридической академии (Уфа).

Рассматриваются зарождение и становление судебной системы на Ближнем и Среднем Востоке в Средние века. Анализируется процесс теоретизации правосудия известными исламскими мыслителями, исследуются механизмы реализации правовых концепций, а также подчеркивается важность изучения поставленного вопроса.


В российской и зарубежной научной литературе хронологические рамки эволюции исламской правовой доктрины принято ограничивать 622 г. (моментом зарождения первого исламского государства на Аравийском полуострове со столицей в Медине) и окончанием Первой мировой войны, по итогам которой пала Османская империя - последнее государство, законодательство которого основывалось на нормах шариата. Вместе с тем обычно считают, что классическое исламское право, т.е. именно та правовая система, которая еще не испытала влияния достижений иных цивилизаций, существовало исключительно в период раннего Средневековья. Согласно данной точке зрения падение Арабского халифата в 1258 г. завершило блестящую историю арабо-мусульманской культуры, в том числе в части становления и развития исламской правовой системы. В данной статье автор, раскрывая вопросы теоретизации судебной ветви власти в рамках исламской правовой доктрины, а также показывая процесс реализации конструкций и концепций мыслителей средневекового Востока в практической плоскости, исходит преимущественно из классического исламского права.


Как известно, три основные ветви власти, на которых зиждется государственное устройство демократического общества, - продукт Нового времени. Говоря о независимой судебной власти, европейские мыслители XVII - XVIII вв. оперировали такими понятиями, как народное начало и независимость правосудия от политики. Но на средневековом Ближнем и Среднем Востоке, как полагают многие отечественные исследователи, государственные образования были не чем иным, как восточными деспотиями. В российском и зарубежном гуманитарном знании доминирует точка зрения, согласно которой принцип разделения государственной власти в восточных деспотиях не мог быть реализован. "Теория разделения властей не могла возникнуть, а тем более "материализоваться" на той ступени развития государства - "ступени государственного образования", которая обычно именуется восточным деспотизмом или европейским абсолютизмом. Ибо власть в этих государственных системах, "издревле разделявших политический мир", неизменно сосредоточивалась лишь в одних руках - восточного деспота, царя, фараона, монарха. Закон в отношении такой власти был совершенно беспомощен". Ввиду того что в монархических государствах из-за отсутствия соответствующих условий не могло быть разделения властей, в данном исследовании речь пойдет не о самостоятельной судебной власти, а о тенденциях в ее формировании, ибо в рассматриваемый отрезок времени правовая база для этого уже была подготовлена. Более того, в работе автор будет использовать понятие "судебная система власти", включающее совокупность организационных и функциональных компонентов зарождавшейся судебной ветви власти на Ближнем и Среднем Востоке.


Считается, что судебная власть является наиболее слабой из трех ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата принуждения, ни прямой поддержки избирателей для претворения своих решений в жизнь. Однако, как это ни парадоксально, в государствах Ближнего и Среднего Востока в эпоху Средневековья судебная власть обрела наиболее благоприятную почву для реализации. Зарубежные исследователи особо подчеркивают независимость судебной власти, опирающейся исключительно на правовую базу, выработанную в то время. Государство активно реализовывало свои контрольно-надзорные и судопроизводственные функции при регулировании обыденной жизни в странах Ближнего Востока в VII - XII вв. Система органов обеспечения порядка и привлечения правонарушителей к ответственности работала по стандартам того времени, четко и безупречно. Не будет преувеличением сказать, что судьи и другие чины, так или иначе связанные с судопроизводством, были одними из самых почитаемых людей рассматриваемого периода. Удивительно, но в правовой практике прекрасно работал механизм обжалований и пересмотров судебных решений, что также свидетельствовало о чрезвычайной важности института судопроизводства в исламском обществе в эпоху раннего Средневековья.

Судебная система власти: вопросы теоретизации

 

Осмысление роли правосудия известными мыслителями средневекового Ближнего и Среднего Востока отличалось двумя важными особенностями. Во-первых, судебная система (впрочем как и исполнительная с законодательной) не получила четкой концептуализации в трудах правоведов классического периода. Тем не менее нужно заметить, что в современной зарубежной академической среде дискуссия по данному вопросу не утихает, периодически предпринимаются попытки доказать наличие сформировавшегося научного подхода к правосудию и судебной власти в работах средневековых ученых. Во-вторых, судебная система в исламской юридической литературе, как правило, отождествлялась с судопроизводством. Иначе говоря, мыслители-правоведы, затрагивая эту проблему, значительно больше внимания уделяли вопросам возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения споров, а также обжалования и пересмотра уже принятых вердиктов. Другие аспекты функционирования судебной системы, например роль и место правосудия в государственном устройстве мусульманского общества или вопросы назначения судей и их подотчетности, рассматривались значительно реже.


Итак, в исламской правовой доктрине именно судопроизводство считается основой правосудия и неотъемлемой частью института государственности. Теоретиками исламского права в оборот был введен своеобразный термин, обычно употребляемый вместе с понятиями судебной власти и государства, - "обязательное условие" ( kifaye). Данный термин обосновывали в рамках тезиса о подчиненности судопроизводства суверену, этот тезис позже был развит известным мыслителем Ибн Хальдуном (1332 - 1406). Иначе говоря, тема независимости суда (что и позволяет выделить судебную власть в самостоятельную ветвь государственной власти) в исследованиях правоведов классического периода не затрагивалась. При этом признавалось, что судебная власть представляет собой самостоятельную сферу правотворчества, отличную от законодательных и исполнительных видов деятельности органов власти.


По мнению ученых, основной чертой судебной деятельности государственной власти считалось присутствие побуждения (saik) или некой частной инициативы. Судопроизводство для того и существует, чтобы удовлетворить требования, исходящие от инициатора, и восстановить "равновесие в праве", обеспечить принятие справедливого решения и, как следствие, общественный порядок. Для возбуждения дела необходимы обвинение (iddia), конфликт или спор (ihtilaf). В результате рассмотрения спора принималось решение (karar) и выносился приговор . Судьи именовались специальным термином, хорошо известным российским правоведам, - "кади" (kadi). "Суд. мог осуществляться в рамках требований и на основе общепризнанных канонов ислама. Теоретически он вершился именем или от имени Аллаха. Практически же - специально избранным лицом (кади), которому властитель поручал выполнение судебных функций".


Судопроизводство в исламской юридической литературе называлось словом "каза" (kaza), которое имеет несколько значений, отчасти логически взаимосвязанных. Например, глагол kaza может переводиться как "управлять", "постановлять", "улаживать спор", "ратифицировать", "подписать", "оплатить", "предопределить", "достигать определенного возраста", "исправлять" и т.д. Заметим, что данное слово фигурирует в основном источнике исламского права - Коране - также в нескольких значениях. Однако исключительно в контексте исламских правовых норм kaza имеет два основных значения. Во-первых, это ведомство или орган власти, во-вторых - непосредственно судебное разбирательство (эта трактовка ближе к судопроизводству в современном понимании данного термина).


Понятие судопроизводства в исламском классическом праве также толковалось неоднозначно. Так, известный ханафитский мыслитель Хаскефи (1067 - 1156) характеризовал судопроизводство как "устранение вражды между спорящими сторонами и выявление сути этой вражды". Ибн Абидин (1198 - 1252) акцентировал внимание на "особых способах" устранения этой вражды. Аль-Бехути (ум. 1641) считал, что судопроизводство - это функция государства, связанная с "обнаружением улик, обеспечением превосходства закона и улаживанием споров".


Структура судопроизводства в трактатах исламских правоведов рассматривается в двух аспектах. За основу берется либо "физическое" начало, под которым подразумеваются территория и объекты распространения положений исламского права, либо случаи применения норм права, предусматривающих вовлечение в процесс компетентных учреждений (судов) и лиц.


В рамках обозначенного "физического" начала классическая исламская правовая доктрина выработала принцип компетенции в пределах государства, неразрывно связанный с принципом невмешательства во внутренние дела других государств. Таким образом, территория применения норм исламского права ограничивалась Арабским халифатом как "единственным исламским и праведным государством". Тем не менее зарубежные исследователи уточняют: ограничение компетенции рамками государства отнюдь не означает, что дела, рассматриваемые судами, не могут касаться некоторых сфер, находящихся за пределами государственного регулирования халифов. Определенное отношение к рассматриваемому принципу имеет и другой принцип (тоже разработанный исламскими правоведами), связанный со степенью компетенции или правомочности. Согласно этому принципу существуют группы лиц, для которых исламские каноны признаются обязательными, частично праворегулирующими или же вовсе не являются таковыми. По данному вопросу у зарубежных исследователей нет однозначного мнения. Известно, что жизнь немусульманской общины в пределах халифата не регулировалась исламским законодательством. Более того, подчинение нормам мусульманского законодательства было сугубо добровольным. В связи с этим ряд специалистов говорят о неполной степени компетенции или правомочности государственного судопроизводства и даже усеченной форме принципа внутреннего суверенитета. Однако не все ученые согласны с этим, например некоторые утверждают, что такое исключительное положение немусульманской общины было признано, или санкционировано, самим сувереном, т.е. государством. Более того, необходимо иметь в виду, что все судьи, как правило, назначались сувереном из числа мусульман.


Интересен и вопрос о случаях санкционирования уголовных тяжб. Все правонарушения, в результате которых могли быть задействованы судебные органы власти, делились правоведами Ближнего и Среднего Востока на три основные группы.

 

  1. "Попрания прав Всевышнего", направленные в первую очередь на нарушение общественного порядка и благополучия, а также на осквернение святых для правоверного мусульманина моральных принципов. В случае "попрания прав Всевышнего" решение выносилось судьей автоматически, т.е. без возбуждения дела. Однако в некоторых ситуациях и "истец" мог сообщить в соответствующие учреждения о правонарушении, совершенном каким-либо физическим лицом. Данные действия оправдывались тем, что сохранение святости и неприкосновенности религиозно-правовых норм считалось долгом каждого члена общины. К рассматриваемой группе относились дела, как правило, связанные с изменой одного из супругов, распитием спиртных напитков и т.д.
  2. Нарушение прав конкретного человека. В данном случае наличие истца и возбуждение дела на основании его жалобы считались обязательными условиями. Самым распространенным правонарушением этого типа было причинение телесных увечий.
  3. Поступки людей, попиравшие "права Всевышнего" и при этом направленные против конкретного человека. Религиозный компонент в таких правонарушениях обычно превалировал. К самым распространенным нарушениям можно причислить воровство и клевету. Нужно заметить, что в силу сугубо религиозного характера исламского права, а также особенностей становления института государственности у народов Ближнего и Среднего Востока наказания за "антигосударственные" деяния не имели широкого применения и не получили теоретического обоснования в трактатах мыслителей эпохи раннего Средневековья, с чем согласны многие исследователи мусульманского законодательства.

 

Система судебной власти: особенности реализации

Направления, в русле которых теоретическая часть исламской правовой доктрины находила практическое применение, следует изложить в историческом ракурсе, соблюдая хронологию и уделяя внимание основным вехам в становлении раннесредневековой мусульманской культуры.


Эволюцию судебной ветви власти в эпоху классического исламского права рассматривают исходя из следующей периодизации: домединский период (до 622 г.), мединский период (622 - 632), период праведных халифов (632 - 661), а также периоды правления династии Омейядов (661 - 750) и Аббасидов (750 - 1258). Эти периоды различаются подходом к формированию системы судебной власти и закрепленным за ней полномочиям и обязанностям.


В домединский период протогосударственные образования арабов-язычников возглавлялись шейхами, сменявшими друг друга в ходе внутриродовой и внутриплеменной борьбы за власть. В тех регионах Аравии, где местное население занималось торговлей, уровень общественно-государственного устройства был выше. Однако исследователи едины во мнении, что об оформлении некой самостоятельной системы судебной власти говорить не приходилось. Иначе говоря, нет сведений о каких-либо специально подготовленных и назначенных ответственных лицах, курирующих разрешение споров между родоплеменными объединениями или их членами.


Общественные отношения регулировались сложившимися обычаями, нарушать которые было запрещено. "Преступления против личности у арабов - язычников несли в себе катастрофические последствия. В обществе возникали ожесточенные споры и стычки, иногда это заканчивалось истреблением целого племени". Решать подобные тяжбы приходилось шейхам, которые, опираясь на нормы обычного права, так или иначе улаживали конфликты.


Интерес представляет тот факт, что во время зарождения судебной власти в языческой Аравии в протогосударственных обществах стали появляться так называемые мирители (от hakem - мирить). В академической литературе их еще не именуют судьями (kadi), которые появятся немного позднее. "Мирители" избирались из числа шейхов и других авторитетных людей специально для решения отдельных тяжб, как правило, межплеменного и межродового характера. Иногда функции "мирителей" выполняли знахари, ясновидцы, прорицатели и т.д. Перед обращением к третьей стороне, т.е. к "мирителю", конфликтующие стороны договаривались, что решение, которое будет принято, станет окончательным и не подлежащим пересмотру. Известно, что Мухаммад и Омар, будущие основатели халифата, в домединский период выполняли функции "мирителей".


Считается, что судебная система в исламском мире появилась в годы правления Мухаммада. Нужно заметить, что в данный период сложилась необычная ситуация. В ходе многочисленных судебных разбирательств в зарождающемся судопроизводстве, с одной стороны, применялся основной источник мусульманского права - Коран, с другой стороны, стали использоваться воззрения и умозаключения Мухаммада, которые лишь впоследствии оформятся в хадисы и послужат основой Сунны. Однако суждения Мухаммада, как пишут исследователи, в то время применялись в качестве аргумента в исключительных случаях.


Правление Мухаммада делится на два периода. В "первый мединский период" (622 - 628) община мусульман не испытывала потребности в расширении судейского корпуса, так как жизнь протекала в границах небольшого города. Более того, внешняя политика, защита и оборона отнимали практически все людские ресурсы. В последние же годы правления Мухаммада в связи с расширением границ халифата наблюдался рост числа тяжб, так или иначе связанных с освоением новых земель. Мухаммад в целях обеспечения бесперебойной работы судебной машины стал назначать муфтиев. Иногда муфтиев этого периода приравнивают к сахабам, которыми считались "сподвижники Пророка Мухаммада, то есть всякий, кто видел его и умер мусульманином". Муфтии назначались, как правило, в отдаленные от Медины регионы и выполняли разовые функции - рассматривали какое-либо специальное дело.


Исследователи исламской правовой доктрины выделяют следующие особенности функционирования судебной системы в изучаемый период:

  • основным источником права почти во всех судебных разбирательствах стал Коран;
  • был взят за основу принцип личной ответственности осужденного. Это означало, что ответственность не переходила к близким и дальним родственникам, представителям племени или рода. Таким образом, произошла ломка общественных отношений, характерных для арабов-язычников;
  • в правоприменительную практику вошло помилование, право на принятие решения о помиловании признавалось только за главой общины;
  • были запрещены "дворовые суды", под которыми подразумевались произвольные народные суды, судопроизводство полностью перешло в подчинение государству;
  • был признан принцип равенства всех жителей Медины, а впоследствии и всего халифата перед законом, распространявшийся на всех жителей мужского пола, которые приняли ислам, независимо от их социального статуса, возраста, языка общения и т.д.;
  • усложнился и усовершенствовался сам процесс судопроизводства: при вынесении вердикта стали приниматься во внимание такие обстоятельства, как намерение осужденного, мотив, цель, соучастие, подстрекательство и т.д., в правоприменительную практику вошли понятия "отягчающие обстоятельства", "смягчающие обстоятельства".


Период праведных халифов можно условно разбить на четыре этапа в соответствии с годами правления каждого из них.


Халиф Абу Бакр (прав. 632 - 634) в силу различных причин не смог уделить судебной системе большого внимания. Как отмечают специалисты, в период его правления судебная система в халифате не претерпела каких-либо изменений. Известно, что судебными тяжбами и организационными вопросами в данном направлении при дворе халифа занимался Омар. В то время понятие "судья" (kadi) еще не вошло в оборот, поэтому какой-либо должности, связанной с судопроизводством, Омар не занимал. На местах судебные тяжбы разрешали наместники. Также известно, что Абу Бакр в исключительных случаях сам брался за вынесение приговоров в судебных спорах. Так, до нас дошли сведения о его решениях наказать вора отсечением руки, о приказе забить камнями убийцу и т.д. Абу Бакр обычно обнародовал свои вердикты в присутствии Омара, Османа и Али.


В годы правления халифа Омара (634 - 644), которого часто называют реформатором, судебная власть была значительно изменена. Основное новшество заключалось в том, что наметилось некое разграничение полномочий и компетенций исполнительной и судебной ветвей власти на местах. Если в предыдущие годы судебные функции выполняли наместники, то отныне в провинции халифата стали направляться подготовленные для работы судьи (kadi). Например, в Куфу был направлен известный специалист в области права Шурейх (ум. 698). В Медине судебными тяжбами занимались будущий халиф Али и знаменитый толкователь основ исламского права Зейд ибн-Сабит (615 - 655).


Исследователями отмечается, что на данном этапе ранее распространенная традиция информировать халифа о вынесении приговоров в особо важных случаях изжила себя.


Пожалуй, самым значимым событием в становлении судебной власти в халифате стали два письма, написанные халифом Омаром судье Шурейху. Первое из них в иностранной литературе называется "О судебной практике" (Yargi siyaseti), а второе - "Метод судейства" ( tedbiri). Ученые, анализируя эти важные исторические источники, приходят к следующим выводам:

  • в правоприменительную практику постепенно стал внедряться так называемый насс, под которым подразумевается возможность отказа от апелляции к основным источникам права в пользу вспомогательных источников;
  • принципы принятия решения в судебных спорах определялись центральными властными органами, а не на местах;
  • назрела необходимость пересмотра судебного процесса;
  • халифом признавалось, что право жителя халифата имело наивысшую ценность, его принижение или попрание не допускалось.

 

В годы правления халифа Османа (644 - 656) вся судебная власть в стране находилась в руках Зейда ибн-Сабита, который окончательно обосновался в Медине. В Медине же было возведено специальное ведомственное здание для централизованного ведения судебных дел в стране, получившее уже упоминавшееся название kaza. В Мекке был создан кассационный суд. Таким образом, формирование судебной ветви власти продолжилось.


В правление Халифа Али (656 - 661) судопроизводство также совершенствовалось. В судебных разбирательствах стали гораздо чаще использовать показания свидетелей. Однако Али отказался от прямого назначения судей в провинциях халифата, эти функции были переданы наместникам. Известно также, что Али значительно повысил жалованье судьям.


Исследователи исламской правовой доктрины на Ближнем Востоке пишут, что во время правления праведных халифов разделения между судебной и исполнительной ветвями власти не произошло, так как оба компонента публичной власти были сконцентрированы в руках суверена. Однако между ними наметился функциональный разрыв, поскольку ответственными за каждую группу функций назначались независимые лица. Более отчетливым разрыв был на периферии. Важной особенностью данного периода можно назвать внимание к сугубо процессуальной стороне судопроизводства, ярким подтверждением чему стало учреждение кассационного суда.


При халифах из династии Омейядов, как утверждают специалисты, судебная власть развивалась незначительно. Кроме того, судопроизводство стало более зависимым от внутри- и внешнеполитических пристрастий суверена, а на местах судьи прямо подчинялись наместникам. Известно, что по этой причине Абу Ханифа (699 - 767), основоположник ханафитской правовой школы, отказался от предложенной ему должности судьи.


В этот период судьи, особенно в отдаленных от Дамаска регионах, стали отказываться от апеллирования к основным источникам права, предпочитая такой источник права, как решение по усмотрению, что вполне вписывалось в экспансионистскую политику династии. Количество произвольных вердиктов зашкаливало. С учетом того что правовые школы еще не сформировались, данное обстоятельство привносило путаницу в работу всего судебного аппарата в Арабском халифате.


Как известно, при Аббасидах завершилось становление основных правовых школ, что, безусловно, положительно сказалось на функционировании судебной системы в стране, так как процесс толкования законов стал упорядоченным и системным. Число решений по усмотрению заметно сократилось. В пределах государства начали действовать правовые школы со своими процессуальными особенностями. В Двуречье доминировала ханафитская школа, в Египте - шафиитская, в странах Магриба стали популярны нормы и положения, которые разработал Малик ибн Анас. В некоторых городах и населенных пунктах функционировали две или даже три правовые школы.


Безусловно, одним из самых важных этапов становления судебной власти на Ближнем Востоке стало учреждение Верховного суда (Kadi'l-Kudat). Первым верховным судьей в халифате был известный правовед из числа ханафитов Абу Юсуф (713 - 798).


В целом, как признают востоковеды, период правления Аббасидов был золотым веком развития культуры и науки на Ближнем Востоке и обусловил дальнейшую эволюцию исламской правовой теории, в том числе ее судебной части.


В заключение хочется добавить, что понимание правосудия и сопряженных с ним правовых реалий в исламском мире чрезвычайно важно для российской юридической науки. Для мусульманской религии характерна одна важная особенность, которая во многом и определяет ее стремительное распространение. Исламу не свойственно присутствие церкви как некой организационно-иерархической структуры с многочисленными титулами и почетными должностями (санами), мощным управленческим аппаратом и уединенными монастырями. Как справедливо пишут российские исследователи, отсутствие церкви как особой организации, через которую можно обрести спасение, приводит к тому, что "какой бы деятельностью ни занимался мусульманин, она рассматривается им как реализация миссии, возложенной на него Богом в этом мире". Иначе говоря, нормы поведения приверженца мусульманской религии априори демонстрируют некую устойчивость, относительно слабую восприимчивость к внешним факторам. Понять данные нормы поведения можно путем изучения судебных и уголовно-правовых аспектов исламской правовой доктрины, а это необходимо для отечественной науки в условиях усиливающихся миграционных и других процессов.

__________________


Защитный код
Обновить

Протокол об административном правонарушении: содержание и порядок составления
Протокол судебного заседания по уголовному делу Часть 1.
Дробление вкладов при банкротстве банков как злоупотребление правом
Рейтинг@Mail.ru